Данный блог был создан с целью трансляции опыта работы учителя начальных классов ГУО "Средней школы №111 г. Минска" Тихоновецкой Инги Петровны

Страницы

Анонс! До публикации в печати!Для постоянных читателей моего ресурса подготовила материал "10 лайфхаков для проведения родительского собрания". Для тех, кто желает получить данный материал, пишите мне на почту inga.t1973@gmail.com с пометкой "постоянный читатель". Если вы ещё не стали моим постоянным читателем, то жду вашей подписки! С уважением Инга Тихоновецкая!

Постоянные читатели

Обобщение опыта “ПЕРЕВЁРНУТЫЙ” УРОК КАК СРЕДСТВО СТАНОВЛЕНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ



Аннотация


В работе описан практический опыт внедрения «перевернутых» уроков в образовательную практику с использованием комплекса цифровых инструментов, учебных интернет– контентов способствующих становлению самообразовательной компетентности учащихся на I ступени общего среднего образования. Работа в данном направлении способствует выстраиванию индивидуальной самообразовательной траектории учащихся от теоретического понимания изучаемой темы  к практическому использованию полученных знаний, что способствует реализации образовательной парадигмы последних десятилетий  – «образование на протяжении всей жизни».  
 Работа выполнена в общем контексте Концепции информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года.
Материалы работы имеют практикоориентированную направленность и могут быть использованы учителями начальных классов, администрацией учреждений образования, педагогическими работниками других специальностей.

Тема
«Перевёрнутый» урок как средство становления самообразовательной компетенции учащихся на I ступени общего среднего образования
Цель
Становление самообразовательной компетенции учащихся на I ступени общего среднего образования через использование «перевёрнутого» урока (с элементами технологии «Перевернутого обучения»)
Актуальность
В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. сказано, что «Социальная парадигма развития исходит из того, что локомотивом экономического роста является человек, обладающий квалификационными и трудовыми возможностями, социальной активностью и мобильностью.  Для перехода к устойчивому развитию важно не только сохранить положительный опыт образовательной системы, но и усовершенствовать ее с учетом мировых тенденций». В этой связи содержание и методики обучения должны быть направлены на развитие таких качеств личности, как способность к самостоятельным действиям и решениям, к непрерывному обновлению знаний и совершенствованию компетенций. Этот аспект развития современного образования затронул А.Г. Лукашенко на большом Республиканском педсовете 2017.
В Концепции информатизации системы образования  Республики Беларусь перед учреждениями образования ставятся задачи: «эффективного вовлечения в образовательный процесс всего многообразия средств информатизации, как в учреждении образования, так и дома;    развития у обучающихся мотивации к получению знаний, непрерывному самообразованию посредством использования современных ИКТ», а также рекомендуется использовать следующие направления: «миграцию к так называемым «облачным технологиям», «развитие сетевого взаимодействия участников образовательного процесса».
В Концепции учебных предметов I ступени общего среднего образования сказано, что «модернизация содержания общего начального образования в контексте культурологического и личностно ориентированного подходов направляет педагогов на использование всех возможностей, всех ресурсов для повышения эффективности образовательного процесса». Одной из главных задач ставится задача формирования умений и навыков учебной деятельности, а это значит, что начиная с 1 класса учитель должен и может «научить учиться», т.е. плодотворно организовать самообразовательную деятельность, используя в своем арсенале доступные современные средства.
Поэтому, на мой взгляд, проведение «перевернутых» уроков с использованием технологии «перевернутого» обучения позволяет организовать виртуальное самообразовательное пространство учащихся на I ступени общего среднего образования, тем самым не  вытесняя традиционное обучение, а эффективно интегрируясь в него, делая обучение более доступным, мобильным и результативным. Выстраивание самообразовательной траектории под руководством учителя, формирующейся в логике смешанного обучения, создает условия для становления самообразовательной компетенции. Благодаря постепенному развитию данной компетенции  учащиеся получают возможность удовлетворять свои образовательные запросы. Созданные условия информатизации в столичном регионе, открыли возможность для учащихся моего класса изучать учебный материал в новом образовательном формате «перевернутого» класса с использованием всего многообразия средств  ИКТ.


Противоречия
Исходя из практического опыта,  выявлены следующие противоречия:
  • учащиеся переступают порог школы «аборигенами цифрового мира», имея достаточный самостоятельный опыт использования компьютера (гаджетов) и недостаток подходов, форм и методов организации образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий, сетей Интернета в образовательных целях;
  • социальным заказом общества на подготовку активной, самостоятельной и саморазвивающейся личности и не умением выстраивать самообразовательную траекторию со стороны учащегося для развития перечисленных качеств;
  • готовностью детей к использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и недостаточной цифровой грамотностью со стороны родителей.
Научно-методическое обоснование
В национальной системе образования Беларуси приоритетным в обучении становится компетентностный подход, который является одним из ведущих направлений в мировой образовательной практике и в течение ряда лет разрабатывался белорусскими учеными (А.В. Макаровым, О.Л. Жук, А.И. Жуком, А.Д. Лашуком, А.П. Лобановым, Э.М. Калицким и др.). Компетентностный подход как новая образовательная парадигма определяет методологию проектирования и организации образовательного процесса на всех ступенях получения образования, включая и начальную школу.
Основной целью компетентностного подхода в образовании является формирование способности к самообразовательной деятельности. Самообразовательная компетентность основывается на опыте самообразовательной деятельности. Самообразовательная компетентность, проявляется в умениях и навыках самосовершенствования, навыках самостоятельной познавательной деятельности, целью которой выступает обновление интеллектуального потенциала.
В результате анализа исследований А.В. Хуторского, Е.С. Чеботаревой, А.Д. Иванова самообразовательная компетентность была определена как личностное качество, характеризующее субъекта способного к самостоятельной организации познавательной деятельности, направленной на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование. Самообразовательная компетенция является одной из ключевых компетентностей по иерархии определенной А.В Хуторским.«А  технология «Перевернутого  обучения» в большей степени предназначены для обеспечения личностного развития обучаемых, для формирования у них ключевых компетенций» , так пишет Н.И. Запрудский.
Выделяют следующие структурные компоненты самообразовательной компетентности:
  • мотивационно– смысловой;
  • когнитивный;
  • организационно– деятельностный;
  • оценочно– рефлексивный.  
Мотивационно-смысловой компонент предполагает потребность в самообразовании, определяет позитивное отношение и интерес к самообразовательной деятельности, обеспечивает наличие самомотивации. Когнитивный компонент подразумевает наличие системы знаний, умений и навыков самообразовательной деятельности, готовности и способности к непрерывному самообразованию. Организационно-деятельностный компонент представляет собой владение знаниями и умениями планировать, организовывать и регулировать самообразовательный процесс, использовать современные методы познания, применять результаты самообразовательной деятельности в конкретных ситуациях. Рефлексивный компонент заключается в способности самоанализа и самооценки готовности к самообразованию, адекватной оценке результатов своей самообразовательной деятельности.
Самообразовательная компетентность формируется на основе приобретения опыта самостоятельных проб и достижений в самообразовательной деятельности.
Следуя логике развития самообразовательной компетентности, в процессе ее формирования можно выделить следующие этапы:
  1. адаптационный этап;
  2. этап накопления личностного опыта в самообразовательной  деятельности;
  3. этап овладения самообразовательной компетенцией.
Наивысшей степенью развития самообразовательной компетентности является полная творческая самореализации, удовлетворение познавательных интересов в учебной деятельности, формирование устойчивой тенденции к дальнейшему развитию творческой самостоятельности, выработка собственной системы самообразовательной деятельности и включение ее (системы) в образ жизни. Таким образом,   вырабатывается критическое осмысление собственной жизненной позиции, адекватная оценка своих личностных достижений.
Проведение «перевернутых»  урок в полной мере способствует прохождению всех перечисленных этапов становления самообразовательной компетентности.
Именно «перевернутые» уроки, проведенные по технологии «Перевернутого обучения» дают возможность учителю погрузить учащихся в самостоятельное изучение учебного материала, вызвать желание в познании нового и стимулировать к интеллектуальной активности.
Н.И. Запрудский в «Современные школьные технологии–3» пишет, что «Перевернутое обучение (flipped learning)—  это технология, для которой характерна принципиально иная, чем в традиционной практике, организация деятельности учителя и учащихся.
Интеграция  «перевернутого» обучения в практику определяет следующий подход, как пишет Н.И. Запрудский  «учащимся  предлагается самостоятельно освоить некий теоретический материал посредством интернет–ресурсов, а в классе организуется активное обсуждение учебной темы, уточняются ключевые вопросы, организуется практическая работа по отработке навыков применения учебного материала.  Предложенные учителем материалы, размещенные в сети Интернет, дают толчок для формирование опыта самообразовательной деятельности в сетевом взаимодействии, начиная с простейших проб самостоятельного целеполагания и реализации образовательных намерений, которые затем вырастают в собственную самообразовательную систему. В своей статье «Смешать» и «перевернуть», чтобы  улучшить» («Пачатковая школа» №1,2016) (Приложение 1) я затронула основные вопросы, касающиеся организации и проведения «перевернутых» уроков.
Технология «Перевернутое обучение» достаточно новое явление в образовании, однако имеет значительный интерес среди ученых и отражена в работах Басалгиной Т. Ю., Курвитс М., Ремизовой О., Бейкер С. (Baker Celia), Бергман Дж. (Bergmann J.), Семс А. (Sams A.), Баррет Д. (Berrett D.). Для более глубокого и детального изучения технологии  «перевернутого»  обучения мной налажено сотрудничество с докторантом Института цифровых технологий Таллинского университета Мариной Курвитс. Я стала участником образовательных сетевых активностей, проводимых М. Курвитс (Приложение 2)
Ведущая педагогическая идея опыта
Становление одной из ключевых компетентностей— самообразовательной компетентности, происходит при организации и проведении «перевернутых» уроков с использованием элементов технологии «Перевернутого  обучения». Активное внедрение в повседневную образовательную практику «перевернутых» уроков отвечает новым вызовам современного цифрового общества.  


Новизна
В условиях информатизации образования столичных школ организация и проведение «перевернутых» уроков дает возможность рассматривать процесс обучения как активное вовлечение учащихся в конструирование своих собственных знаний и умений, самостоятельное выстраивание целеполагания в самообразовательной деятельности. Тем самым учащиеся уже с начальных классов осознают ответственность за свое обучение. А учитель моделирует образовательное пространство, выступая в роли фасилитатора, создавая учебный интернет– контент, тем самым поддерживая процесс учения учащихся и  делая  обучение гибким, мобильным, адаптивным и персонализированным.
Описание сущности педагогического опыта
Для успешной интеграции в образовательную практику «перевернутых»  уроков мной проведен SWOT анализ (Приложение 3). Выявлены сильные и слабые стороны, риски и возможности проведения «перевернутых» уроков с элементами технологии «Перевернутого  обучения».
Наиболее важным моментом для учителя в организации и проведении «перевернутых» уроков, является понимание и применение дидактических требований, среди которых: владение информационно-коммуникационными технологиями учащимися, их активность, желание и самостоятельность; стимулирование положительного отношения учащихся к учебно–познавательной деятельности в «перевернутом» уроке; обеспечение обратной связи и поддержка со стороны учителя; конструирование учебной ситуации так, чтобы вызвать интерес и создать ситуацию успеха для каждого, содействуя становлению самообразовательной компетентности.
Чтобы плодотворно работать в данном направлении ежегодно проводиться диагностика готовности учащихся и родителей к сетевому взаимодействию в процессе обучения (Приложение 4). Заметно прослеживается динамика роста: учащиеся и родители готовы взаимодействовать в сети для проведения «перевернутых» уроков.


Анкетирование. Перед «запуском» каждого  «перевернутого» урока (Приложение 5) проводится прогностическое анкетирование. Анализируя прогностические анкеты, можно сделать вывод, что у учащихся моего класса вызывает интерес работа в формате «перевернутого»  урока; учащиеся стремятся получить новые знания самостоятельно; приступая к подготовке, учащиеся чувствуют уверенность в своих силах. Данный аспект  свидетельствует о мотивационно-смысловом компоненте самообразовательной компетентности.


Мониторинг. Постоянно осуществляется мониторинг и комплексный анализ результатов учебной деятельности  (Приложение 6) каждого участника сетевого взаимодействия при проведении  «перевернутого»  урока. Достаточно высокий уровень качества полученных знаний  свидетельствует о том, что учащиеся применяют результаты самообразовательной деятельности в конкретных ситуациях, т.е к четвертому году обучения у учащихся моего класса сформирован организационно-деятельностный компонент.


Придерживаюсь следующих принципов организации работы учащихся при подготовке и  проведению «перевернутого» урока (Приложение 7):
         Безопасность
При размещении учебных материалов в сети, для работы с информацией в образовательный контент встраиваю «безопасный поиск» Например, при организации и проведении урока по теме «Звери. Забота о детёнышах» (2 класс «Человек и мир») http://bit.ly/1Wj2CGz для комфортной работы в сети был внедрен «Пользовательский поиск» (собственная поисковая система, куда заранее отбираются  сайты с нужной учебной информацией для подготовки к уроку).
Инициативность
В зависимости от успешности продвижения по самообразовательному маршруту, учащиеся выступают не только потребителями интернет– контента, но и создателями своего собственного цифрового продукта. Например, при подготовке к уроку по внеклассному чтению «Сказки слушай, а к присказке прислушивайся» (3 класс «Литературное чтение»), учащиеся взаимодействуют в сети с краснодарскими и калининградскими ребятами, создавая свои собственные онлайн-викторины http://bit.ly/2hFNbf1       и самостоятельно встраивают в учебный контент урока.
Интерактивность и доступность
Возможность со стороны учителя увлечь учащихся интерактивными задания, поддерживающих процесс учения. Например, использование интерактивных онлайн–  викторин, онлайн– досок, интерактивных модулей Learningapps. Создан кабинет класса, где учитель с учащимися контролирует продвижение в образовательном маршруте.
Самостоятельность
Учащиеся сами контролируют своё продвижение по теме, опираясь на  маршрутный  лист,  делая отметку о выполнении. Например, при подготовке к уроку внеклассного чтения (4 класс «Русские поэты– классики») учащиеся готовят звуковые файлы http://bit.ly/2viUi4P, отправляют их учителю, контролируют своё продвижение пользуясь маршрутным листом.


Приступая к подготовке к конкретному уроку, я определяюсь со сценарием (Приложение 8) организации учебной деятельности, предложенные
М. Курвитс, докторантом Института цифровых технологий Таллинского университета.
Сценарии разработаны в соответствии с таксономией целей Б. Блума, который их (цели) ранжировал по уровням. (Рисунок 1)

                                                     
Инструментарий
Для обеспечения комфортной работы в сети разрабатываю образовательный интернетконтент, который в зависимости от формы проведения «перевернутого» урока имеет различное содержание.  
Для себя я выделила три формы организации и проведения «перевернутых» уроков с элементами технологии «Перевернутого обучения»:
  • «Классический» (Приложение 9) http://bit.ly/1NZfJGg  Об опыте работы я поделилась с коллегами в сетевом сообществе «Перевернутое обучение» http://bit.ly/2fbwmG3 (Приложение 10)


  • «Блог-урок» (Приложение 11) http://bit.ly/2fjO2mF  Об одном из блог-уроков, проведенных с элементами технологии «Перевернутого обучения» написана статья в российском просветительском медиа-проекте об образовании  Newtonew (Приложение 12) https://newtonew.com/school/flipped-classroom-in-russia
  • «Квест-урок» (Приложение 13) На сайте профессионального педагогического сообщества Edcommunity в своем образовательном блоге  http://bit.ly/2yqNnV6  я подробно описала этапы проведения квест– урока с элементами технологии «Перевернутого  обучения». (Приложение 14)


Для плодотворной работы учителем создаются рабочие материалы:
  • Рабочие лист (Приложение 15)
  • Листы самооценки и оценочные листы (Приложение 16)
  • Маршрутные листы (Приложение 17)
Для организации учебной деятельности использую различные цифровые инструменты, предназначенные для:
  • создания видеоряда (Приложение 18)
Главная проблема при просмотре учебных видеоматериалов, считаю пассивность учащихся. Поэтому, делаю видео интерактивным. Использую образовательный интернет сервис Edpuzzle.com. Видео  монтирую, добавляя мини–тесты, опросники, комментарии. Только при правильном ответе, учащийся может продолжить просмотр. У учащихся происходит оценка результатов своей самообразовательной деятельности.
А готовый видеоролик встраиваю в образовательный интернет– контент своего урока.
  • создания онлайн викторин (Приложение 19)
Поддерживаю процесс учения с помощью цифровых онлайн викторин, размещенных на интернет– контенте урока, содержание которых зависит от темы и поставленной цели урока. Использую следующие сервисы: Kahoot.it Quizizz.com  Triventy.com  Учащиеся, выполняя дома задание не только достигают поставленной цели  по изучению конкретной темы, но и выступают инициаторами в соавторстве многих учебных викторин. Таким образом, оценочно–рефлексивный компонент становления самообразовательной компетенции в полной мере реализуется при проведении онлайн-викторин.
  • организации и проведения моментального опроса на уроке с помощью интернет-сервиса https://www.plickers.com ( Приложение 20)
Собрана целая коллекция онлайн викторин, моментальных опросов и видеоматериалов, которые размещены на авторском сайте «Смешать и перевернуть— значит улучшить!» http://ingat1973.wixsite.com/pvklass (Приложение21) Данные материалы легли в основу проведения МК, семинаров, вебинаров, как республиканского, так и международного уровня.


Широкий спектр использования образовательных интернет-сервисов позволяет разнообразить работу учащихся в сети, способствует росту интереса именно к учебному материалу, вызывает желание у учащихся добиться успеха при продвижении в своём самообразовательном маршруте. Это говорит о том, что учащиеся моего класса к концу обучения в начальной школе находятся на этапе накопления личностного опыта в самообразовательной  деятельности, т.е происходит становление самообразовательной компетентности.
Поддержка и сопровождение
Одним из составляющих успеха проведения «перевернутого» урока, является создание  «ситуации присутствия» со стороны учителя, поэтому оказывается очная и дистанционная индивидуальная поддержка и сопровождение учащегося. Комфортность этой ситуации заключается в том, что учащиеся понимают, что им будет оказана своевременная помощь при продвижении в самообразовательной траектории.
Одним из способом поддержки в данном формате взаимодействия является обеспечение обратной связи посредством комментирования прогресса и скорости прохождения учебного материала, успешности его выполнения. Реализация осуществляется благодаря функционалу образовательного сервиса информационной среды  ClassDojo . Данный сервис используется, как для индивидуального сопровождения учащегося при подготовке к «перевернутым» урокам (разработана система критериального оценивания успехов в режиме реального времени, где каждый родитель и учащийся в курсе успехов), для коллективной работы в сети, а также для оценивания групповой работы на уроке. Более подробно описала в статье «Интерактивное общение» («Пачатковая школа» №5, 2014)
Созданы группы для сетевого общения. Активно используется возможность приложения Viber: созданы закрытые группы  «Всё заранее», «Учимся вместе». Учащимся приходят рассылки на новые задания. В группе возникает своеобразный чат, где каждый высказывает своё мнение, делиться успехами или публикует результат работы. Например, при проведении «перевернутого» урока по литературному чтению С. Михалкова «Фома», учащиеся в группе публиковали выразительное чтение стихотворения http://bit.ly/1TdauEx (Приложение 23)
Для становления самообразовательной компетентности и поддержания процесса учения при подготовке к «перевернутым» урокам мной используется возможности программы Skype. Считаю, что недостаточно просто проводить консультации или объяснять тему урока, необходимо обеспечивать максимально возможную интерактивность, обратную связь, возможность группового общения, т.е. необходимо реализовывать деятельностный подход в обучении, выстраивая  индивидуальную самообразовательную траекторию, тем самым формируя самообразовательную компетенцию.
Для продуктивного диалога в  Skype создана группа  «Виртуальный учитель: сотрудничество и успех». (Приложение24)


Условия, при которых создавался опыт
В 2013 году  был получен грант Мингорисполкома за проект  « Сетевое взаимодействие как основа формирования самообразовательной компетенции учащихся на I ступени общего среднего образования»  Одним из направлений данного проекта  была работа по организации и проведению «перевернутых»  уроков с использованием технологии «Перевернутого  обучения». (Приложение 26)


Результативность и эффективность
Комплексная работа по становлению самообразовательной компетентности при проведении «перевернутых» уроков проявляется не только в высоких учебных достижениях учащихся, но и в умениях, навыках самосовершенствования, навыках самостоятельной познавательной деятельности. Положительная динамика повышения уровня самообразовательной деятельности при проведении «перевернутых» уроков прослеживается на протяжение четырех лет обучения. (Приложение 25)
Проведен мониторинг сформированности культуры самообразования при изучении учебного материала (Приложение 22) Накопленные знания позволяют учащимся расширить свои образовательные горизонты, т.е активно участвовать в различных конкурсах, учебных активностях.  Например,  Рулинская Дарья, имея достаточно высокий уровень владения ИКТ, совместно с учащимися нашего класса приняла участие в городском конкурсе детского творчества «Соблюдаем законы дорог»  (2017)  и заняла I место, создав самостоятельно видео ролик из конструктора Lego https://youtu.be/9-VnQvHoZG0;  Круглик Артём принял участие в международном конкурсе по информатике «Бобёр 2016» и показал один из наилучших результатов среди учащихся Ленинского района г. Минска, набрав 57 баллов; свободное владение ИКТ учащимися моего класса позволило представить нашу страну во всероссийской акции «Час кода 2016» (в рамках международного проект «Твой курс: ИТ для молодежи») на высоком уровне, команда нашего код-класса была отмечена организаторами и награждены подарочным сертификатом.
Оценка эффективности внедрения в практику  «перевернутых» уроков с использованием технологии «Перевернутого  обучения» как средства становления самообразовательной компетенции учащихся оценивается и с точки зрения педагогической  целесообразности. В качестве показателей педагогической целесообразности выделила следующие критерии:
•  Обновление содержания с учетом основных направлений работы по технологии «Перевернутого  обучения».
Обновлено содержание. Активно используются ИКТ в практике: например, на сегодняшний день  создан курс для нынешних первоклассников в Google ClassRoom. Родители совместно с учащимися нового набора (1 класс)  активно включились в сетевое взаимодействие и делаются первые шаги в становлении самообразовательной компетентности учащихся.  Создан курс для моих первоклассников «Чудо детки» , где с первого учебного дня публикуются материалы для самостоятельной работы. Так как стартовым в обучении  учащихся выступает курс «Введение в школьную жизнь», то и все публикуемые материалы, соответствуют теме и целям  каждого дня курса.  Создана рубрификация по дням курса. Заранее опубликованы интерактивные материалы (интерактивные рабочие листы http://bit.ly/2yBdZlH, онлайн викторины Quizizz, интерактивные модули LearningApps http://bit.ly/2x6OV4A и т.д.) Организуя данный вид сотрудничества, я получила отклик в родительской среде. Так при подготовке ко дню 16 «Введение в школьную жизнь»  http://bit.ly/2wqwhW1 мама Назара Б. пишет в мессенджере: «Очень удобно, когда мы знаем, какая тема предстоящего урока. Мы совместно готовимся! Вспоминали вместе названия рыб. Многие на слуху, а вот как выглядят не знали...Готовясь к уроку, Назар чуть две скалярии не вытянул из аквариума». А на уроке я смогла организовать как индивидуальную, так и групповую работу. Трудностей у учащихся с сортировкой картинок по признаку среды обитания рыб  не выявила.
•  Расширение образовательных методик, педагогический техник, используемых учителем и дальнейшая трансляция опыта
Апробированы инновационные формы, методы, которые демонстрировались на открытых уроках. Например, проведен блог-урок «Звери. Забота о детёнышах» (2 класс), проходивший в рамках участия школы в конкурсе «Лучшее учреждение образования» (2015) присутствовала М.С. Киндиренко, первый заместитель председателя комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета; на внеклассных мероприятиях, проводимых по технологии “перевернутого” обучения. Например, 1 сентября 2016 года прошло открытое мероприятие «Нам мир завещано беречь», где присутствовала Радченко Е.И., заместитель Уполномоченного по делам религий и национальностей РБ;  в печатных изданиях профессиональной направленности, в частности в журнале «Пачатковая школа»; международных научно-практических конференциях; международных педагогических  IT форумах.
 Реализация права выбора учащимися степени участия в подготовке и проведению «перевернутых»  уроков.
Высокомотивированные учащиеся к концу обучения в начальной школе не только погружаются в самостоятельное изучение учебного материала, но и сами создают и публикуют свои задания для одноклассников. Это свидетельствует о том, что учащиеся на практике используют полученные знания. Например, Василий М.  создал и опубликовал ряд интерактивных заданий для «перевернутого» урока http://bit.ly/295ciQ0
•  Возможность выстраивать индивидуальную самообразовательную траекторию в зависимости от учебной успешности и степени мотивации.
Учащиеся класса создают свои образовательные ресурсы. Например, “Детский блог «Мы-вместе!» http://bit.ly/2hLvjkE. Данная работа была представлена на конкурсе интернет-проектов «IT-решение для образование будущего»  в номинации IT-учащийся и удостоена диплома I степени.
Желание учащихся самостоятельно осваивать новые знания, применять их на практике дало возможность самореализовываться в различных проектах, участвовать в конкурсах, олимпиадах и т.д.  Считаю, что именно «перевернутые» уроки проведенные по технологии «Перевернутого  обучения», направленные на становление самообразовательной компетентности,  позволили моим учащимся участвовать как в городских, республиканских, так и в международных конкурсах различной тематики и направленности. Победоносное участие  являются результатом четырехлетней работы по становлению самообразовательной компетенции. Именно при подготовке учащихся к проведению уроков по технологии «Перевернутого  обучения» раскрыло многие качества личности ребенка. Такие уроки научили работать с цифровыми инструментами, критически мыслить, творчески подходить к выполнению заданий, а самое главное— ставить цели и их достигать.
К результативности можно причислить и интерес к опыту со стороны педагогической общественности. На протяжении четырех лет мной проведены: МК, семинары-практикумы, вебинары городского, республиканского и международного уровня. Все материалы опубликованы в сети в открытом доступе http://bit.ly/2xT6Qhb  и    http://bit.ly/2hMQV04  Высокую оценку получил опыт на IT-конкурсах, материалы выступлений на республиканских и международные конференции вызвал неподдельный интерес. Мной получены благодарственные письма от главы городского округа «Город Калининград» А.Г. Ярошука (г. Калининград, Россия), от организаторов Международного ИТ-форума президента НП «ИТ-кластер Сибири»  А.М. Тимофеечем и др.  
При внедрении опыта повысился и мой уровень самообразовательной компетенции. В 2016 году выступила в роли члена жюри в международном конкурсе педагогического мастерства «Янтарная сова»  и  «Крыштальнае зубраня».   В 2017 году приглашена как член жюри на республиканский конкурс «Компьютер. Интернет. Образование»  от минского региона.


Трудоёмкость и доступность
Считаю, что опыт доступен для массового применения в столичных школах, так как достаточно высокий процент учителей являются сертифицированными пользователями информационных технологий в образовании. А наличие широкополосного интернета, как в школах Минска, так и дома у учащихся,  позволяет учителю организовать эффективную интеграцию «перевернутых» уроков в образовательную практику, тем самым, содействуя становлению самообразовательной  компетенции учащихся на I ступени общего среднего образования.  Это реальный ответ столичного образования на вызовы современного общества, которое характеризуется все возрастающей сложностью и динамизмом.


Литература
  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. – 400с.
  2. Концепция информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года.
  3. «Инструктивно-методическое письмо по использованию информационно–коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе»
  4. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии–3. – Минск: Сэр–Вит, 2017.–165 с.
  5. Запрудский, Н. И. Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся. – Минск: Сэр-Вит, 2012.–160 с.
  6. Курвитс,М. Что такое перевернутый класс и в чем его задача, материалы сайта http://marinakurvits.com/
  7. Сергиенкова, В. В. Управляемая самостоятельная работа студентов/  В.В.Сергиенкова. – Мн.: РИВШ. – 2004. – 132 с.
  8. Полат, Е. Дистанционное обучение/Е.Полат // Народное образование. 2003. – № 4 – С. 115–118.
  9. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / Хуторской А.В. // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64.




ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1



Приложение 2





Приложение 3



Сильные стороны. Внутренние факторы
Слабые стороны. Внутренние факторы
Возможности. Внешние факторы
Риски. Внешние факторы
Приложение 4








Приложение 5













Приложение 6










Приложение 7






















Приложение 8



Приложение 9










Приложение 10











Приложение 11






Приложение 12
Приложение 13
Тема: “Части речи” (русский язык, 3 класс)







Тема: “Три склонения имени существительного” (русский язык, 4 класс)
















Приложение 14





Приложение 15










Приложение 16















Приложение 17
Приложение 18
Приложение 19





Приложение 20






Приложение 21





Приложение 22








Приложение 23






Приложение 24






Приложение 25


Приложение 26
Условия, при которых создавался опыт
  1. Организационно-подготовительный этап
Изучение степени разработанности проблемы в отечественной и зарубежной педагогике. Мониторинг уровня самообразовательной деятельности.
1
Изучен научный и методический материал, использованы различные различные источники. Сформулированы тема, цели и задачи. Определен понятийный аппарат:
самообразовательная компетенция, смешанное обучение, технология «перевернутого» обучения, «перевернутый» урок, сценарии «перевернутого» урока, цифровые инструменты, оценочные листы, маршрутные листы
2
Проведено анкетирование родителей и учащихся. Определены инструменты и средства.
Организация повышения квалификации

Пройдены очно-дистанционные курсы, мастер-классы:
-на образовательной галактике Intel в рамках «Весенних каникул 2015». Ведущая мастер-класса - Курвитс Марина Владимировна.  МК «Перевернутый класс: сценарии в педагогической практике»;
- образовательный флешмоб «Глобальный переворот» Ведущая - Курвитс Марина Владимировна
-«Безопасный блог Kidblog» на весенней сессии дистанционного обучения «Весенние интернет-каникулы-2014» на портале «Образовательная галактика Intel»
Пройдены очно-дистанционные семинары на базе НИО:
-«Организация образовательного процесса с использованием портативных компьютерных устройств»
-«Безопасность детей в сети Интернет»
-«Проектирование урока с компьютерной поддержкой»
- «Новая роль педагога-тьютора»
Дистанционные курсы:
- «Базовые сервисы Google для образования»
Вебинары:
-«Мировые тенденции развития образовательных технологий»
Конференции и педагогические форумы:
-Практико-ориентированная онлайн конференция «Развитие информационно образовательной среды и научно-технического творчества в современной школе»
Тематические тренинги Intel для образования «Элементы»:
-«Критическое мышление при работе с данными»
-«Модель «1 ученик-1 компьютер»: мотивация учащихся»
-«Методы сотрудничества в классе XXI века»
-«Методы оценивания в классе XXI века»
Повышение квалификации в рамках проекта «Международный инновационный проект(2013-2015) INOVEST в рамках Программы Европейского Союза TEMPUS»:
- «Педагогические инновации в инклюзивном образовании»
- «Менеджмент в педагогике инноваций»
Курсы на базе МГИРО
II. Деятельностный этап
Организация и проведение обучающих семинаров для учащихся и их родителей по использованию интернет-сервисов, онлайн-платформ.
Создание блога класса, блог-уроков, сайтов для учащихся, сетевых ученических сообществ, каналы прямого вещания.
1
Разработаны методические рекомендации, инструкции по работе с интернет-сервисами, онлайн-платформами, цифровыми инструментами
Создан блог класса; закрытое сетевое сообщество в интерактивной онлайн среде «ClassDojo»
Созданы сетевые группы:
-в Skype «Виртуальный учитель-сотрудничество и успех»
-в Viber  «Учимся вместе», «Всё заранее»
Создан канал прямого вещания в https://www.periscope.tv/ingaweb
2
Создание учебных онлайн-платформ:
-сайт «Выполняем домашнее задание онлайн» http://dom-zadanie.weebly.com/
Разработка и создание комплекса «перевернутых» уроков : http://www.pearltrees.com/ingaweb/tree/id15885686
3
Созданы и размещены в сети блог-уроки и квест-уроки:
-космический квест-урок «Части речи»
Собрана коллекция материалы к «перевернутым» урокам:
-«Состав слова» и др.
Создание каталога цифровых инструментов для поддержки процесса учения
4
Создание комплекса обучающих интерактивных онлайн материалов
5
Создан банк обучающих материалов, размещенных в сети:
Онлайн-викторины:
Обучающее интерактивное видео:
Интерактивные модули Learningapps c личным кабинетом учащегося
Тесты в системе моментального опроса онлайн Plickers
Создание каталога наглядно-дидактических материалов  для учителей, родителей и учащихся «Мои веб ресурсы Web 2.0»
6
Создан каталог «Мои веб-ресурсы Web 2.0»
-Рабочие и интерактивные рабочие листы;
-Материалы к урокам;
-Инструменты;
-Онлайн-доски(Idroo)
Анкетирование, тестирование и анализ успешности усвоения тем, изученных в формате «перевернутого» урока и умения применять полученные знания на практике
Мониторинг сформированности самообразовательной компетенции
Трансляция опыта по теме «Перевернутый» урок как средство становления самообразовательной компетенции учащихся на I ступени общего среднего образования» в сетевых образовательных сообществах, на школьных, районных, городских, республиканских методических объединениях, республиканских и международных конференциях, семинарах, вебинарах.
7
Транслирование опыта на школьном, районном, городском, республиканском, международном уровне.  Создано электронное портфолио учителя
В сетевых образовательных сообществах:
-открытое сетевое сообщество на Google+ «Перевернутое обучение»
В социальной сети Facebook создана открытая группа «Вести с уроков»
Ведение авторских образовательных блогов:
- «Медиатека ГУО «Средней школы №111»;
- «Методический кабинет учителя начальных классов»
Автор и модератор образовательных сайтов:
-«Лаборатория креативных учителей» https://sch111minskmetod.wixsite.com/soob
- Сайт МК по «перевернутому» обучению http://ingat1973.wixsite.com/pvklass
-Сайт «Создание среды обучения XXI века посредством веб-инструментов» https://ingat1973.wixsite.com/seminar
-Сайт «Инновационные образовательные технологии и практики»
Член СНИЛ
Трансляция опыта и ведение семинара на базе НИО: «Проектирование учебного занятия с компьютерной поддержкой»
Проведение семинаров и МК в «Гомельском областном институте развития образования»
Участие в международных конференциях:
-Открытая международная научно-практическая конференция «Дорожная карта информатизации: от цели к результату»
-Участие IV международной научно-практической конференции «Мобильная школа: от теории к практике» (г.Омск, Россия)
- Спикер в международной конференции «ИТ в образовании»  
(г.Омск,Россия) http://www.eduomsk.ru/
-Районных коллегиях по подведению итогов года 2015, 2016, 2017
Выступила в роли ведущей МК:
-Мастер-класс для участников XI Республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет» по теме «Перевернутый урок для новичков»
-Мастер-класс на IV Международной научно-практической конференции «Подготовка учителя начальных классов: проблемы и перспективы»  на факультете начальных классов БГПУ
-Мастер-класс МОУ ДОД ЦТР и ГО «Информационные технологии» ЦИТОИС в г. Калининграде (Россия) по теме «Перевернутый урок. Три шага, чтобы перевернуть обучение»
Выступление на заседании Координационного совета  по проблемам сетевого методического взаимодействия учреждений образования г. Минска по теме «Виртуальный учитель: сотрудничество и успех» (2016)
Участие в Августовских форумах педагогических работников  «Столичное образование. Стратегия развития» (2015, 2016) Ссылка
Ведущая в республиканских семинарах-практикумах для слушателей АПО на базе школы.
Ведущая вебинаров:
-Вебинар  «Смешать и перевернуть-значит улучшить!» Центр Дополнительного Образования «Снейл» (г.Омск.Россия)
-Вебинар «Перевернутое» обучение. Уроки-блоги, квест-уроки» в рамках Международная он-лайн конференция «Дидактика сетевого урока» БГПУ
III.  Обобщающий этап
Анализ результатов и обобщение накопленного опыта, внесение корректив, необходимых для дальнейшего внедрения в практику
1
Успешное использование в педагогической практике сетевого взаимодействия при внедрении «перевернутого» урока  с учащимися, их личностный рост и становление самообразовательной компетенции.
2
Трансляция опыта на районном, городском, республиканском и международном уровне.
Публикация материалов в печатных и интернет журналах







Комментариев нет:

Отправить комментарий