Данный блог был создан с целью трансляции опыта работы учителя начальных классов ГУО "Средней школы №111 г. Минска" Тихоновецкой Инги Петровны

Страницы

Примеры рабочих и маршрутных листов для организации и проведения "Перевернутых" уроков и уроков в формате "Ротация станций" с Яндекс. Учебником

Постоянные читатели

"Перевернутые" уроки внеклассного чтения





II класс — это начальный этап работы с детской книгой. Основной формой работы с детской книгой являются уроки внеклассного чтения, на которые выделено по программе 5 часов.

Авторский урок внеклассного чтения проходит после изучения раздела «Я и мои друзья» в рамках программы по «Литературному чтению». 

Тема авторского урока по внеклассному чтению «Весёлые и мудрые рассказы Н. Носова». 

Произведения Н.Носова эстетически значимые, имеющие воспитательную ценность, актуальные для нашего времени, доступные для восприятия учащихся.

Цель уроков внеклассного чтения во II классе:
  • познакомить учащихся с книгами из доступного им круга чтения; 
  • прививать интерес к книгам и умение их выбирать, читать; 
  • учить работать с книгой как особым объектом. 
Считаю, что оптимальной формой осуществления руководства самостоятельным внеурочным чтением произведений и подготовкой к урокам внеклассного чтения является технология «смешанного» обучения. Выбрана одна из моделей «перевернутый» класс. 

Проведено вводное анкетирование
Чтобы сориентировать учащихся по тематике чтения, опубликовать учебные интеллектуальные активности, задания в «перевернутом» уроке, создан интернет-ресурс в формате блог-урока «Весёлые и мудрые рассказы Н. Носова» https://bit.ly/2pQMmCz

Организованно совместное чтение по теме урока, где учащиеся не просто читали, а активно погрузились в осмысление прочитанного с помощью современных технологий. 

Литературно-творческая деятельность учащихся при подготовке к данному уроку внеклассного чтения включала несколько видов самостоятельной литературно-творческой работы.

В первую очередь— это организация и проведение литературных игр.

Проведение литературных игр, один из способов организации учебного сотрудничества. Литературные игры на уроке внеклассного чтения— особая разновидность миниатюрной задачи, процесс решения которой обязательно сопровождается интересом, является полезным упражнением, своеобразной гимнастикой, мобилизующей умственные силы учащихся. 

Литературные игра как активный метод обучения выполняет ряд функций:

  • развивает познавательные интересы;
  • творческие способности;
  • коммуникацию;
  • способствует повышению самооценки.
Литературная игра «Литературный футбол» https://goo.gl/wYkpY8

Правила игры:
1)нужно прочитать книгу по тематике внеклассного чтения;
2) подготовить вопросы по содержанию книги;
3)в классе команды задают друг другу вопросы.
4)если у команды нет ответа - зачитывается гол.
5) побеждает команда, забившая максимальное количество голов.

Для этой цели готовится график проведения литературного футбола и публикуется на интернет ресурсе урока, например на блог-уроке https://bit.ly/2ChA2D9

Данная литературная игра вызывает неподдельный интерес у учащихся потому, что знания учащиеся не получают от учителя, а открывают их сами, в процессе читательской деятельности (внимательно читают, анализируют, придумывают вопрос, затем задают его команде соперника). Так знания для учащихся приобретают личностную значимость.

Организована интеллектуальная активность в сети в виде игры «Будь первым!» Учащиеся, работая над произведениями автора, готовят серию вопросов. В основе создания вопросов лежит приём развития критического мышления «Кубик Блума».

Учащиеся выделяют скрытые предположения, проводят различия между фактами и следствиями, анализируют, оценивают значимость данных, обращают внимание на соответствие вывода по имеющимся данным. 

Для данной интеллектуальной активности в сети создано на блог-уроке несколько страничек. Учащиеся совместно с родителями публиковали в комментариях свои вопросы для одноклассников. Количество комментариев на одной из страниц достигло 415.

Самостоятельная литературно-творческая деятельность неотъемлемая часть уроков внеклассного чтения. Умение выразить своё отношение к прочитанному, свою субъективную интерпретацию текста отражена в видео отзывах учащихся, опубликованных на онлайн-доске https://goo.gl/5qNcts.

Создание мультфильмов по прочитанным произведениям позволяет учителю подготовить учащихся к предстоящему уроку, стимулирует учащихся к вдумчивому прочтению рассказов. 

Создавая мультфильмы с помощью бумажных образов героев рассказов Н.Носова, учащиеся развивают свою коммуникативную компетенцию.


Как создавались мультфильмы https://goo.gl/jNFkXG

Плей-лист мультфильмов https://goo.gl/B9xiL8

Одним из учебных активностей, где учащиеся проявили творчество, является использование приема “Синквейн” по произведениям Н.Носова.

Одно из заданий литературная игра «Кто я?». Эта игра простая и веселая, но тем не менее она требует от учащихся сообразительности и умения логически мыслить. На стикер учитель пишет название литературных произведений или героев, каждый учащийся получает стикер, но не видит, что именно написано. Учащиеся в группе объясняют значения написанных слов, но конкретно не называя это слово. 

При подготовке к уроку внеклассного чтения, для систематизации материала о прочитанных книгах и героях, совместно с учащимися созданы лэпбуки.



Лэпбук это мощный справочный инструмент и особая форма организации 
учебного материала. 
Подготовка к уроку внеклассного чтения “Весёлые и мудрые рассказы Н.Носова” освещалась в социальных сетях педагогических сообществ Facebook, Instagram. Материалы публиковались под хэш-тэгом
#чудо_детки 
#активные_приёмы
#академия_урока

На авторском уроке по внеклассному чтению «Весёлые и мудрые рассказы Н.Носова» организованы учебные параллельные активности, т.е использована технология организации учебной деятельности - ротация станций.

В ключе смешанного обучения подразумевается формирование особых пространственно-предметных условий в кабинете, когда физическое пространство дифференцируется и каждой части пространства дается определенная функция: станция для самостоятельной работы, станция для парной или групповой работы, станция для работы с учителем. Работа в классе строится по аналогии с коворкингом (coworking).

Данная форма в полной мере позволяет реализовать личностно-деятельностный подход, который отвечает основным требованиям к современному учебному процессу, где в центре внимания находится учащиеся с его интересами, потребностями, способностями. Создаются условия для учебного общения, сотрудничества и диалога. 

Основной механизм модели ротации станций:

  • образовательное пространство делится на несколько зон-станций, в каждой из которых происходит определенная активность;
  • общее количество учащихся делится на равные группы, каждая из которых занимает какую-либо станцию;
  • группы, поработав на своих станциях определенное время (7–12 минут), переходят на следующую станции. Переход повторяется с той же временной периодичностью до тех пор, пока все группы не побывают на всех станциях.
В течение урока каждый учащийся сможет самостоятельно закрепить и систематизировать знания (станция индивидуальной работы), применить знания на практике (“Сотрудничество” и станция “Дикторская”), а также поработав с учителем, получить обратную связь.

Очевидным плюсом данной модели является динамичность урока и разнообразие форм обучения.

Урок начинается с совместной постановки цели урока. Важным моментом при обучении постановки цели урока является обучение учащихся работы со «Словарём целеполагания». В «Словаре целеполагания» приведены глаголы и сочетания слов, позволяющие учащимся формулировать познавательные цели. 
С учащимися организованы четыре учебные параллельные активности. На каждой из них ребят ожидают разные виды деятельности. Выполнив задания, публикуют в электронном портфолио результаты своей работы.

В рамках данного урока представлены следующие «станции»:

1. Голубая станция Паспорт героя»
Учащиеся продемонстрируют чтение по ролям и совместно с учителем составят «Паспорт литературного героя». 

2. Зелёная станция «Онлайн» 
Станция индивидуальной работы. Учащиеся выполняют интерактивные задания в сети, применяя полученные знания на практике.

3. Желтая станция «Сотрудничество»
Обучение культуре командной работы, умению слушать и слышать своего товарища. 

4. Красная станция «Дикторская»
Учащиеся готовят видео пересказ, отправляют видео в электронное портфолио, делают самооценку по критериям в электронной форме.

На уроке учителем предлагаются электронные листы индивидуальной и групповой самооценки. 

Главная задача данных уроков — заложить основы формирования грамотного читателя, подготовить к самостоятельной читательской деятельности. Готовясь к урокам внеклассного чтения в формате смешанного обучения, у учащиеся вырабатывается стойкая привычка к самостоятельному чтению. 

Применение различных форм, методов, стратегий ведения уроков внеклассного чтения способствует формированию потребности в чтении как средстве познания мира и самопознания.


Конкурсный авторский урок по внеклассному чтению «Весёлые и мудрые рассказы Н.Носова» многогранен в представленных формах, методах и приёмах организации учебной деятельности учащихся.

  1. Бершанская, О. Н. Моя шкатулка: справочник / О. Н. Бершанская. – Киров : ООО «Кировская обоастная типография», 2015. – 128 с.
  2. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии — 3: пособие для учителей / Н. И. Запрудский. – Минск : Сэр-Вит, 2017. – 288 с.

Материалы урока опубликованы
в журнале «Пачатковая школа» № 1, 2019

Интерактивный лэпбук
Ссылка на материалы

Комментариев нет:

Отправить комментарий