Данный блог был создан с целью трансляции опыта работы учителя начальных классов ГУО "Средней школы №111 г. Минска" Тихоновецкой Инги Петровны

Страницы

Страницы

Новое на блоге

💡Уважаемые коллеги! Приглашаем вас стать частью команды педагогов Международного дома учителя "АЛЬФА"

Постоянные читатели

📚 Интерактивный приём «Шестиугольного обучения»


Практико-ориентированная работа с использованием приёма «Шестиугольного обучения»

         Важной составляющей уроков в начальной школе является сам процесс обучения. Задача организации активного взаимодействия учащихся между собой, формирование таких метапредметных умений, как умение ориентироваться в ситуации общения, умение строить связные устные высказывания для передачи информации, умение активно слушать собеседника, проявлять терпимость к его точке зрения, отстаивать и аргументировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при моделировании предметных знаний решается при проведении практико-ориентированной работы на уроке с использованием приёма «Шестиугольного обучения».
О приёме «Шестиугольного обучения» белорусские педагоги заговорили в 2017 году. В течение последних лет в ряде школ Великобритании используется так называемый шестиугольный метод обучения. Автором данного приёма  является англичанин, учитель истории Рассел Тарр. Ссылка на ресурс https://goo.gl/W39GaJ.
 Спектр применения приёма «Шестиугольного обучения» в практике учителя начальных классов широк: от уроков письма до проведения методических объединений и родительских собраний.
Каждая из шестиугольных карточек — это некоторым образом формализованные знания по определенному аспекту. Учащимся можно предложить готовый шаблон с предметным материалом, а также пустые шестиугольники для самостоятельного заполнения.
Каждый из шестиугольников соединяется с другим, благодаря определённым понятийным или событийным связям. Работа учащихся заключается в том, чтобы организовать шестиугольники по категориям, причем шестиугольники располагаются рядом друг с другом, чтобы выделить связи между описанными факторами. В конце своей работы учащиеся должны предоставить конкретный результат своей деятельности.
Устанавливая связи на рабочей поверхности (ученический стол или доска) появляется «композиция» из шестиугольников в виде ромашки, линии и т.д.
Соединяя грани шестиугольников, выстраивая свою «композицию», учащиеся общаясь развивают не только коммуникативные навыки, но при этом учатся критически мыслить, классифицируя, доказывая свою точку зрения.
Работа может быть организована, как индивидуальная, так и парная или групповая.
Существует множество вариантов использования данного приёма.
Ссылка на шаблон .doc 
Чтобы активизировать работу и посеять зерно сотрудничества в классном коллективе, с первых школьных дней при изучении курса «Введение в школьную жизнь», использую приём «Шестиугольного обучения». Таким образом, ученики, анализируя учебный материал, получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и установки связей, определения доказательств. Например, для организации работы в группах предложены карточки по теме «Хорошо-плохо» (Приложение. Хорошо_плохо). Форма шестиугольных карточек позволяет учащимся проявить творческий подход в организации своей познавательной деятельности и презентовать результат работы всему классу 


В рамках курса «Введение в школьную жизнь» предложен вариант с иллюстрациями на карточках «Виды спорта». Учащиеся делали классификация летних и зимних видов спорта. (Приложение. Шестиугольное_Виды спорта)
Для уроков письма предложены шестиугольные карточки с различными заданиями. Для удобства пользования создана система хранения, где каждой из заданий пронумеровано. (Фото_Система храниения_1-4) Например, показан элемент буквы (овал, наклонная прямая и т.д.). Необходимо определить, в написании каких букв встречается данный элемент (Приложение_1.Письмо), прописать эту букву на пустой карточке или найти из предложенных карточек данную письменную букву. (Фото_3-6). Или на карточке показаны элементы буквы (Приложение_2.Письмо). Необходимо определить, в написании каких букв встречается элементы и составить все возможные варианты.
Можно усложнить задание, где буквы, наложенные друг на друга (Приложение_3.Письмо). Необходимо определить, какие буквы спрятались друг в друга. Учащиеся собирают «спрятанные» буквы из элементов, т.е. на пустой карточки прописывают те элементы, из которых состоит буква. Затем на отдельной карточки прописывается каждая буква.
На уроках литературного чтения формирование читательских умений, умений работать с текстом произведений невозможно без формирования навыков смыслового чтения. А с помощью выстраивания шестиугольных карточек, достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Если учащиеся при чтении что-либо не уловили, то им приходится опять вернуться к прочтению, чтобы более точно составить «композицию»  из шестиугольников.
Работая с карточками, учащиеся максимально точно и полно понимают  содержание текста, улавливают все детали и в практической деятельности, соединяя грани шестиугольников, осмысляют полученную информацию.
На уроке, для описания внешнего вида героя, организуется работа в парах, где каждая из пар составляет характеристику героев. Ключевым словом на шестиугольной карточке выступает слово «Герой». Учащимся предлагаются карточки со словами, описывающие внешние данные. (Приложение. Шестиугольное_Описание человека)
Можно предложить для работы коллекцию тематических карточек, которые описывают нравственные, волевые, эмоциональные качества героев произведений. Именно в начальной школе учащиеся  получают свои первые уроки нравственности, характеризуя поступки героев художественных произведений. Работая с карточками, учащиеся могут сами заполнить пустые шаблоны, вписывая слова и выражения из текста, выявляя при этом авторское отношение к герою.
Например, работая на уроке внеклассного чтения по теме «Книги о природе, братьях наших меньших» и обсуждая рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга», предложите учащимся собрать «композицию» чувств, которую испытал кот в разные моменты истории. Приём «Шестиугольного обучения» будет уместен на уроке по рассказу Е. Пермяка «Торопливый ножик». Учащимся предлагается описать чувства, которые они испытали при чтении рассказа. (Приложение. Шестиугольное_Словарь чувств и настроений)
Взаимодействуя на уроке таким образом, учащиеся учатся  анализировать учебный материал, получают возможность выбора приоритетов, устанавливая собственные связи и классифицируя эти связи. Такая работа стимулирует учащихся к вдумчивому чтению.
Пропедевтическая работа по обучению написания сочинений-описаний проходит плодотворно, если использовать приём «Шестиугольного обучения». Работа в этом направлении начинается с подбора слов, описывающих образ осени (Литературное чтение, 2 класс «Осенняя страничка», урок № 12). Учащиеся рассматривают картину В.Поленова «Золотая осень» (форзац учебника), учитель предлагает, используя шестиугольные карточки  для составления рассказа- описания. (Приложение. Учимся рассказывать. Коллекция «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»)
На уроке «Человек и мир» используются шестиугольные карточки с изображениями, например, птиц. При изучении темы «Птицы» 2 класс, урок № 23, учащиеся устанавливают связи при распределении в группы перелётных  (утки, лебеди, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки) и зимующих (воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока). Птицы городских парков (скверов) и лесов (Приложение. Шестиугольное_Птицы)
Приём «Шестиугольного обучения» отлично подойдет для просветительской и методической деятельности.
Организуем интерактивное взаимодействие с родителями на первой встрече (Фото_7). Беседу можно начать с таких слов: «Школа теперь часть нашей родительской жизни. Это мир, в котором будут жить наши дети! Каждому из вас, маме или папе, интересно узнать, чем же будем заниматься в стенах класса, а может, вы и сами хотите предложить занятие для своих первоклассников. Давайте составим карту наших занятий». Визуализируем содержание нашей деятельности с помощью приёма «Шестиугольного обучения» (Приложение. Шестиугольное_Дружить_читать)
На методическом объединении учителей начальных классов, который проходит в формате воркшопа «Креативный вызов. Техники визуализации» (Фото_8) предложены шестиугольные карточки с глаголами-клише и пустые, куда участники воркшопа внесли свои ответы на вопрос «Зачем визуализировать информацию?» (Приложение. Шестиугольное_МО_Воркшоп)
Был апробирован онлайн-конструктор https://www.classtools.net/hexagon/, но из-за функциональных недостатков сервиса, не использую в активной практике.
Вовлекая  учащихся в урок с использованием приёма «Шестиугольного обучения», улучшаются образовательные результаты, развивается воображения, критического мышления и эмоциональная отзывчивость.
1.                Генератор шаблонов для учебных занятий [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.classtools.net. — Дата доступа: 10.08.2017
2.                Бершанская, О. Н. Моя шкатулка: справочник / О. Н. Бершанская. – Киров : ООО «Кировская обоастная типография», 2015. – 128 с.
3.                Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии — 3: пособие для учителей / Н. И. Запрудский. – Минск : Сэр-Вит, 2017. – 288 с.
4.                Тихоновецкая, И. П. Первое родительское собрание: знакомство или 10 лайфаков для проведения родительского собрания / И. П. Тихоновецкая // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа: Университет педагогического самообразования. − 2018. − № 9. − С.1–8.


3 комментария:

  1. Скажите, пожалуйста, как можно просмотреть приложение по шестиугольному обучению

    ОтветитьУдалить
  2. Инга Петровна, скажите, пожалуйста, как можно просмотреть Приложение??
    Заранее спасибо.

    ОтветитьУдалить